8Р/06/
   Ж 67


    Живолупова, Н. В.
    "Записки из подполья" Ф.М. Достоевского и субжанр "исповеди антигероя" в русской литературе второй половины 19-го - 20-го века [Текст] : монография / Н.В. Живолупова; Российское общество Ф.М. Достоевского; Мин-во образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова". - Н. Новгород : Дятловы горы, 2015. - 736 с. - ISBN 978-5-90522-710-3 : Б.ц.
УДК

Кл.слова (ненормированные):
МОНОГРАФИЯ -- АРХИТЕКТОНИКА -- АНТИГЕРОЙ -- ТВОРЧЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО Ф.М. -- ИСПОВЕДИ АНТИГЕРОЯ -- ТВОРЧЕСТВО ТОЛСТОГО Л.Н. -- ЛИТЕРАТУРА XX В.
Аннотация: Монография посвящена проблеме исследования архитектоники, поэтики и художественного функционирования особого явления в русской литературе, обозначенного s монографии как субжанр исповеди антигероя (ИА). Первым образцом, ставшим продуктивной моделью для литературного процесса второй половины 19-го - 20-го века, были "Записки из подполья" Ф. М. Достоевского, "жанровая оболочка" которых воспроизводилась с известной периодичностью на протяжении ста с небольшим лет (условная временная граница исследованных текстов — 1864 — 1979). В монографии вскрывается природа этого явления, определяются аспекты внутренней формы субжанра (связанные со спецификой дружности, meaeceocmu, воспринимающего сознания), устанавливаются предпосылки (художественная антропология, кризисное состояние культурного сознания), закономерности поэтики произведений исследуемого ряда. Определяются эстетические и смысловые параметры возникновения субжанра, что позволяет проникнуть в механизм жанрообразования. Исследуются аспекты человеческого бытия, для осмысления которых оказывается востребованной именно эта форма. С точки зрения архитектоники жанрообразующими оказываются эпистемологические аспекты самоопределения субъекта ИА в свободе, любви, нравственной истине. С позиции поэтики рассматривается специфика метафорики, сюжетики, инвариантные черты субжанра. В монографии анализируются произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, Е. Замятина, М. Агеева, В. Набокова, Вен. Ерофеева, Э. Лимонова.

Экземпляры всего: 1
4к (1)
Свободны: 4к (1)

   8Р1
   Ж 67


    Живолупова, Н. В.
    Достоевский и Чехов: аспекты архитектоники и поэтики [Текст] : сб. ст. / Н.В. Живолупова; The International Dostoevsky Society; Российское общество Ф.М. Достоевского; Мин-во образования и науки РФ; ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова". - Н. Новгород : Дятловы горы, 2017. - 268 с. - ISBN 978-5-90522-781-3 : Б.ц.
УДК

Кл.слова (ненормированные):
ТВОРЧЕСТВО ЧЕХОВА А.П. -- ТВОРЧЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО Ф.М. -- ФЕНОМЕН ДОСТОЕВСКОГО -- АРХИТЕКТОНИКА -- АНТИГЕРОЙ В ПРОЗЕ ЧЕХОВА -- РОМАН ДОСТОЕВСКОГО Ф.М. "ИДИОТ" -- СВЯТОСТЬ -- КОНЦЕПЦИЯ СВЯТОСТИ -- КОНЦЕПЦИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ -- ЖЕНСТВЕННОСТЬ
Аннотация: Семантическая ось "Достоевский - Чехов" в культуре лишена устойчивой определенности бинарной оппозиции, так как проявляет богатый спектр смыслозначений. Восприятие и художественное освоение Чеховым феномена Достоевского - тема поистине безграничная, требующая прояснения ряда ключевых эстетических "параметров", определяемых, в свою очередь, соотношением эпистомологических установок писателей, принятыми ими принципами творчества, формирующими проблему жанровой эволюции (от жанровой доминанты "большого Романа" Достоевского к объективной "антироманности" жанровой системы Чехова), и многим другим. В статьях сборника анализируется усвоение Чеховым художественных "импульсов", полученных от Достоевского, проявляются истоки и направление художественной и философской эволюции в "сторону Достоевского". На уровне глубинного соотношения художественных систем это проблема философской и художественной антропологии Чехова в ее живой диалогической соотнесенности с творчеством предшественника, что на уровне поэтики эксплицируется в варьировании художественных типов, сюжетных ситуаций, структурных схем сюжетосложения и т.п., соотносимых с Достоевским. На уровне архитектоники - это сходные доминанты антропологии писателей, формирующие сопоставимые по своей "глобальности" художественные задачи. "Сознать и сказать" как доминанта философской антропологии Достоевского корреспондирует со "святая святых" Чехова в аспекте свободы от лжи на путях познания истины. Книга адресована филологам, специалистам в области русской литературы.

Экземпляры всего: 1
4к (1)
Свободны: 4к (1)